«Форум Россия 2013»: «Сибирь и Дальний Восток: открывая потенциал»

19 апреля 2013

 

Восточная Сибирь и Дальний Восток обладают уникальным потенциалом развития благодаря богатейшей ресурсной базе и близости к ключевым центрам экономического роста Юго-Восточной Азии. Какие шаги следует предпринять, чтобы реализовать возможности этого макрорегиона и превратить его в локомотив экономического роста России? Какие основные факторы сдерживают его развитие: инфраструктура, нехватка рабочей силы, законодательство, источники финансирования? В чем должна заключаться роль государства и частных инвесторов при развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока? Стоит ли сфокусировать усилия государства на привлечении иностранного капитала или же нужно финансировать развитие восточных территорий, опираясь в основном на внутренние ресурсы? Как добиться прекращения депопуляции и стимулировать трудовую миграцию в макрорегион? Нужно ли создавать стимулы для увеличения населения Крайнего Севера или стоит пойти по «канадскому пути», осваивая его сырьевую базу вахтовым методом? Что необходимо сделать для создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке мощных кластеров обрабатывающей промышленности, использующих природные ресурсы этих регионов для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью?

Обсуждение начал Андрей Донских. Он отметил, что сибирские и дальневосточные регионы России щедро наделены природными ресурсами, обладают выгодным географическим положением благодаря близости к динамичным азиатским рынкам и доступу к морю. Однако освоение этих ресурсов сопряжено с большими трудностями из-за инфраструктурных проблем, нехватки рабочей силы, неблагоприятных погодных условий и высокой стоимости жизни. Освоение этих регионов – одна из десяти наиболее приоритетных задач правительства, которая требует формирования благоприятной правовой среды, привлечения частного капитала и экспертного потенциала, создания промышленной, деловой и социальной инфраструктуры.

Артем Волынец убежден, что властям следует мобилизовать все доступные средства, включая инфраструктурные инвестиции, льготное налогообложение и привлечение иностранных инвесторов. Наиболее приоритетной задачей является развитие инфраструктуры, причем не только физической (железных дорого и мостов), но также деловой и социальной, чтобы привлечь и удержать людей. Спикер считает, что связи с обладающими большим потенциалом соседями в Юго-Восточной Азии следует укреплять строительством не только трубопроводов в Китай, но и линий электропередач. Формирование благоприятной деловой и социальной среды обеспечит рост внутреннего спроса в этих регионах и будет стимулировать экономику в целом.

Павел Грачев в качестве представителя государства подчеркнул, что российские власти понимают всю сложность привлечения частных инвестиций в инфраструктурный сектор, обусловленную недостаточно привлекательным соотношением риска и доходности соответствующих проектов (высокий уровень расходов на развитие инфраструктуры и длительные сроки окупаемости). Он отметил, что правительству следует взять на себя ведущую роль в финансировании инфраструктурных расходов. В связи с этим государство разрабатывает правовые механизмы для концессионных соглашений, обеспечивающих долгосрочную прогнозируемость тарифов и повышающих привлекательность таких проектов для частного сектора.

Основанный Игорем Зюзиным «Мечел» одним из первых начал реализовывать новые сырьевые проекты на Дальнем Востоке. Компания приступила к разработке Эльгинского месторождения, однако в отсутствие господдержки при строительстве инфраструктуры столкнулась во всем спектром трудностей, характерных для региона, включая недостаток рабочей силы, высокую стоимость материалов и большие расстояния. По мнению Игоря Зюзина, неразвитость железнодорожной инфраструктуры – одна из ключевых проблем, с которой «Мечел» может столкнуться в более отдаленной перспективе, по мере того как добыча на Эльге будет приближаться к запланированным 27 млн т в год. Чтобы продать этот уголь на внешних рынках, потребуются значительные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру со стороны РЖД.

Павел Масловский объяснил, почему успешно развиваться на Дальнем Востоке в последние годы удавалось только золотодобывающей отрасли. Из-за нехватки инфраструктуры и рабочей силы в последнее десятилетие удавалось развивать только золотодобывающие активы, поскольку для их работы не требуется столь масштабная инфраструктура и транспортировать золото легче, чем железную руду. Спикер считает, что правительству необходимо создать благоприятную среду, чтобы привлекать инвестиции не только из-за рубежа, но и со стороны компаний, уже работающих в регионе, путем предоставления им налоговых льгот. По его мнению, государство в этом отношении должно действовать более решительно.

Виталий Несис убежден, что государственные инвестиции неэффективны, поскольку они вытесняют частные инвестиции. Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, он привел в пример государственное финансирование строительства дороги в Магадан. Реализация этого проекта привела к повышению расценок подрядчиков и росту стоимости материалов, тогда как сама по себе дорога не имела принципиального значения для бизнеса. Виталий Несис не согласился с Павлом Масловским в вопросе налоговых льгот для золотодобывающих компаний. По его мнению, они не будут способствовать повышению эффективности. Он считает, что правительству, напротив, следует пересмотреть свой подход к нормативной базе и смягчить процедуру лицензирования, которая в России занимает от двух до пяти лет и является самым серьезным препятствием для развития золотодобывающей отрасли.

Вадим Швецов рассказал, какие причины побудили СОЛЛЕРС открыть автомобильное производство на Дальнем Востоке. Учитывая высокий уровень насыщения и низкие темпы роста в западных регионах России, компания решила выйти на растущий рынок и открыла завод во Владивостоке. Впрочем, несмотря на огромный потенциал роста, этот регион страдает от нехватки социальной инфраструктуры, а сложные отношения с местными властями – главный тормоз быстрого роста.